ДВОРЦОВЫЕ ТАЙНЫ: Красный Берег - Жиличи - Пиревичи
Красивейшие усадьбы - Красный Берег и Жиличи! Энциклопедия архитектурных стилей дворцового строительства: классицизм, ампир, рококо, готика, модерн и даже мавританский!!! И на десерт старинный храм в Пиревичах, построенный вдовой тайного советника!
КРАСНЫЙ БЕРЕГ - УСАДЬБА КОЗЕЛЛ-ПОКЛЕВСКИХ
ЖИЛИЧИ - ДВОРЕЦ БУЛГАКОВ
Начато строительство было в 1823 году. Проект дворца был выполнен по заказу предводителя дворянства Бобруйского уезда Игнатия Булгака уроженцем деревни Жирмуны Щучинского уезда Каролем Подчашинским - сыном придворного архитектора Радзивиллов Яна Подчашинского и отцом мзвестного Варшавского архитектора Болеслава Подчашинского.
Кароль Подчашинский обучался архитектуре в Виленском университете, в Петербургской Академии художеств, затем совершенствовал свои знания в Париже. На протяжении 1819-1832 гг. заведовал кафедрой архитектуры Виленского университета. Подчашинский занимался созданием проектов уездных училищ в различных городах страны, что, возможно, и свело его с Игнатием Булгаком, активно занимавшимся развитием образования в Бобруйском уезде и впоследствии удостоенным должности почетного смотрителя училищ. Вероятнее всего, что Подчашинским был спроектирован лишь главный корпус дворца.
Главный двухэтажный корпус в плане П-образный. В центре выделяется шестиколонный портик с колоннами коринфского ордера, над ним возвышается фронтон и башня-бельведер. Два коротких боковых крыла тоже украшены портиками, только четырёхколонными. На парадных фасадах – небольшие балконы. Окна разделены пилястрами. Лепной орнамент в виде гирлянд и розеток украшает фасад здания. Внутренняя планировка дворца смешанная – коридорно-анфиладная.
Жилые комнаты и хозяйственные помещения располагались на первом этаже главного корпуса, что было традиционным решением, окна первого этажа — прямоугольные, небольшие. Окна второго этажа — большие, расчлененные пилястрами. Все фасады богато украшены цветочными гирляндами. Второй этаж являлся парадным, предназначался для проведения торжественных мероприятий.
Построен дворец в стиле классицизма, в нем правила нарядная строгость и симметрия. Размещение парадных помещений на втором ярусе, в традициях русского классицизма, позволило архитектору "поиграть" с высотой потолков, колебаться она может в разных залах от четырех до девяти метров. Пространство главного корпуса завершалось двухъярусным бельведером — обзорной башней с часами. Дворец накрыт низкой четырехскатной крышей, портики двухскатной, бельведер же имел чуть приплюснутый купол с четырьмя вазами и шпилем посередине. На шпиле располагался флюгер с гербом владельцев.
Над пилястрами, между капителями, располагаются окошки мезонинного этажа, по которому перемещались музыканты и прислуга. Продолжались боковые крылья главного фасада одноэтажными снаружи корпусами, завершавшимися квадратными 2-х этажными павильонами с полуциркульными окнами и небольшими оконными проемами в мезонинном этаже.
В центре северной линии располагалась каплица с треугольным фронтоном, обращенным наружу. Полукруглая апсида каплицы сильно выделяется во внутреннем дворике дворца. Каплица — домовая церковь для частных богослужений.
В южной части комплекса размещалась оранжерея, в которой выращивались различные тропические растения. Растения в кадках летом переносились в парк.
Западная линия дворца с въездной аркой была построена самой последней, после 1909 года, она замыкает пространство внутреннего дворика. В западной линии размещались хозяйственные помещения, там была мастерская, ванная комната, жилые помещения. На стороне, обращенной во внутренний дворик, была устроена большая терраса, ограниченная узорно кованой решеткой. Кроме того, обращает на себя внимание акцент на полуциркульных окнах, подчеркнутых аркой. Помещение с большими полуциркульными окнами — сквозное. Второе окно открывает вид на насыпную террасу, находящуюся над погребом-ледником. Терраса была огорожена балюстрадой, на нее вели две лестницы. Она служила для игр на воздухе. Западная линия дворца с въездной аркой замкнула внутренний дворик, превратив его в подобие укрепленного замка. Впечатление усиливают и насыпные холмы, водонапорная башня, напоминающая крепостную. Неудивительно, что местные жители так и называют дворец — "наш замок".
В начале 2000-х годов стал разрабатываться проект реставрации дворца. В 2001 — 2003 годах проводились контраварийные работы на кровле и куполе здания. К реставрационным работам приступили в 2009 году. В 2011 году состоялось торжественное открытие первой очереди реставрации. В отреставрированной части сейчас размещаются детская школа искусств, музей и библиотека. Третья и четвертая очереди предполагают восстановление музея, галереи, восстановление интерьеров дворца. Реставрационные работы дворца завершились в 2022 году.
ПИРЕВИЧИ - Храм во имя "Всех Святых"
В конце XIX века Пиревичи были относительно небольшим поселением и церкви на тот момент здесь не было. Но уже в начале XX века возникла необходимость строительства церкви и в Пиревичах, так как численность местного населения превышала уже 1100 человек.
Основные расходы по строительству храма взяла на себя местная помещица вдова тайного советника Александра Алексеевна Рогович и она же выделила и необходимый участок земли. В те годы доверенным А. А. Рогович был Леонид Алексеевич Спытков. На него и выпала основная нагрузка по организации строительства.
Строительство завершилось в 1902 году. Храм выстроен в т.н. неорусском стиле, внутренняя площадь храма составляет почти 500 квадратных метров, толщина стен - более одного метра.
6 июня 1903 года состоялось освящение храма.
В 1920-х годах с церкви были сброшены колокола.
В 1930-х годах храм был закрыт. Свободное от богослужений здание использовали как склад колхозного имущества.
В 1944 году, после освобождения Пиревичей, богослужения возобновились и с тех пор храм не закрывался.
В середине 1990-х годов храм и колокольня были отреставрированы.
Маршрут путешествия: Гомель-Красный Берег-Жиличи-Пиревичи-Гомель (может быть быть изменен по запросу заказчика)
Путешествуем ВМЕСТЕ с "Море Путешествий"