ДВОРЦОВЫЕ ТАЙНЫ: "Шляхетныя Каляды"



scale_1200.jpg


Дворцовые тайны в атмосфере Рождества! Романтизм  Коссовского дворца, величие Ружанской резиденции Сапег, архаика Каменецкой башни и гостеприимство усадьбы "Стулы" с вкуснейшими угощениями и праздничной Рождественской программой!

ТУР начинается со встречи вечером у памятника Гомельскому путешественнику Лазику.
Встречаемся, делимся хорошим настроением, получаем билеты на поезд и в дорогу - на встречу приключениям!

gomel_vokzal_g3.jpg


Утром просыпаемся на подъезде к в городу-герою БРЕСТ!
Завтрак, чай в сонном поезде и мы уже на перроне!

14_clear_resize1.jpg


Садимся в комфортабельный микроавтобус и мчим на встречу с Новым и Удивительным!

ПЕРВЫМИ встречают нас на нашем пути РУИНЫ КАРТЕЗИАНСКОГО МОНАСТЫРЯ В БЕРЕЗЕ

IMG_3896b.jpg

Если неровно дышишь к вековым руинам, тебе точно стоит добраться до городка Береза в Брестской области, чтобы увидеть то, что осталось от когда-то самого богатого монастыря на территории ВКЛ. Размах впечатляет!

ИЗ ИСТОРИИ

Береза известна с XV века: первое упоминание датируется 1477 годом, а к концу столетия местечко уже выросло в довольно видный торговый город. Но настоящий расцвет здесь случился при Сапегах. В 1617 году Береза стала собственностью канцлера ВКЛ Льва Сапеги, а после его смерти перешла к сыновьям – сначала к Яну, а потом к Казимиру. Именно благодаря Казимиру в городе и появился монастырь: князь пожертвовал картезианскому ордену огромную сумму на строительство и выделил кусок земли из своих владений. Специально для работы над проектом пригласили архитектора из Италии, и в 1648 году развернули масштабную стройку. Работы растянулись почти на 40 лет – в итоге получилось целое государство в государстве: хорошо укрепленный город с толстыми стенами (которые могли выдержать пушечные удары), просторным внутренним двором, собственным садом и величественным барочным кос­телом. Сам Казимир строил для себя дом рядом с монастырем, но появлялся там редко, потому что жил в своей основной резиденции в Ружанах. К сожалению, к окончанию большой стройки в 1689 году князь уже покинул этот мир – поэтому свое главное детище достроенным так не увидел.

Когда в местечке поселились монахи (они прибыли из Франции), Береза была передана в собственность монастыря и получила имя Картуз-Береза. К слову, местные любят рассказывать другую легенду о происхождении нового названия: говорят, здесь Суворов повесил свой картуз на березу. Название Картуз-Береза или Береза-Картузская просуществовало до 1940 года.

IMG_3992.jpg


Монастырь в Березе был единственным картезианским на территории ВКЛ. Устав этого ордена считается чуть ли не самым жестким среди всех других католических: монахам-«отцам» запрещалось даже общаться друг с другом, а на общую трапезу они собирались всего раз в год. Картезианцы давали обет молчания, жили в закрытых кельях, а свои дни проводили в молитвах и размышлениях. Монахи-«братья», правила для которых были не такими строгими, занимались хозяйством. У Березовского монастыря было собственное производство черепицы, пивоварня, несколько мельниц, оранжерея, библиотека и виноградники. Чтобы держать все это в порядке, в монастыре трудились почти 2000 крепостных крестьян. Монахи-отшельники богатели с каждым днем и превратились в крупных землевладельцев.


IMG_3971.jpg

Все изменилось в 1772 году – с первым разделом Речи Посполитой. Тогда Береза оказалась в составе Российской империи, а католическая церковь потеряла все свои привилегии. После восстания 1831 года монастырь закрыли, а монахов выслали из страны. В кельях разместили штаб российского пе­хотного полка, а костел стал приходским. Уже после 1864 года здание монастыря разобрали на кирпичи, из которых позже построили казармы для солдат (к слову, это здание сохранилось: известно, что в 1930-х там существовал польский концлагерь, затем советский, а во время войны – нацистский).

В 1915 году то, что осталось от монастыря, сгорело в пожаре. С тех пор руины постепенно разрушаются. Уцелели только брама, башня-звонница при костеле, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен, но даже это впечатляет своими масштабами.

ТРОИЦКИЙ КОСТЁЛ В КОССОВО

015360e356fb11ad305808b9c193f1ad.5404702a2b75d3bc16912ae5f4655747.jpg

Костёл св. Троицы — римско-католический храм в г. Коссово (Ивацевичский район, Брестская область). Относится к Пружанскому деканату Пинского диоцеза.
Костёл является памятником архитектуры в неоготическом стиле. Некоторые источники характеризуют стиль храма как неороманский. Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
История костёла берёт своё начало с 1626 года, когда на месте нынешнего костёла изначально был построен деревянный. Именно в нём 12 февраля 1746 года был крещён Тадеуш Костюшко.
В 1872 году костёл сгорел вовремя большого пожара города.

В 1877 году был воздвигнут кирпичный костёл в неоготическом стиле, усилием прихожан, особенно колятора владельца Меречевщины Вандалина Пусловского. Среди ярких элементов этого стиля можно отметить узкие длинные окна с витражами, а также саму прямоугольную форму постройки с апсидой из пяти граней. На главном фасаде костела расположилась башня-колокольня, имеющая шатровую четырехгранную форму. Внутри костела располагается алтарь, на котором можно увидеть икону «Матери Божьей Ласкавой» 1620 года.

Говорят, что когда сгорел деревянный костел, икона одна осталась нетронутой и лежала среди пепла после пожара. Помолиться перед этой удивительной иконой приходят не только католики, но и люди православной веры и даже протестанты. Их всех объединяет вера в то, что икона «Матерь Божья Милостивая» действительно творит чудеса. И среди служителей этого костела ходит немало историй об исцелении упорно молившихся перед иконой людей. Кто-то из них избавлялся даже от онкологических недугов и тяжелых болезней сердца, а также других серьезных заболеваний. Все чудо заключено не только в самой иконе, но и в той силе веры на исцеление, с которой люди приезжают к ней помолиться.

УСАДЬБА ТАДЕУША КОСТЮШКО

scale_1200 (2).jpg

Севернее Коссово находится Меречевщина. Это место, где прошли первые годы жизни Тадеуша Костюшко – одного из видных деятелей белорусского народного движения и национального героя Польши и США, а также почетного гражданина Франции. Сегодня здесь расположен музей-усадьба – аутентичный сельский дом, где когда-то жил известный общественный деятель Тадеуш Костюшко.
Меречевщина впервые упоминается в 1529 году как собственность Хрептовичей. В ХVIII веке владельцем фольварка стал Людвиг Костюшко. В 1746 году здесь родился Тадеуш.
Во время Второй мировой войны родовой дом Костюшко с камышовой крышей был полностью разрушен. Он сохранился лишь на рисунках Михаила Кулеши и литографии Наполеона Орды.
В 1999 году на месте бывшего имения семьи Костюшко был установлен мемориальный камень. В 2002 году Брестский облисполком принял решение о восстановлении усадебного дома Тадеуша Костюшко и создании на его месте мемориального музея. Археологические раскопки начались в конце мая 2003 года. В результате были обнаружены фундамент и подвалы усадьбы Костюшко, а также сотни экспонатов.

23 сентября 2004 года в Коссово состоялось торжественное открытие Мемориального дома-музея Тадеуша Костюшко, который был восстановлен на своем первоначальном фундаменте по историческим рисункам. Ранее на этом месте можно было увидеть лишь камень с памятной табличкой.
Сегодня музей-усадьба привлекает туристов своей богатой историей, полностью благоустроенной прилегающей территорией, обилием клумб, а также расположенным недалеко дворцом Пусловских. Каждый год 4 февраля в музее проводятся торжества, приуроченные ко дню рождения Тадеуша Костюшко.

КОССОВСКИЙ ЗАМОК

marachoushchyna-kosava-palac-palac-puslouskih-kosava-1580120847_b1.jpg


Уникальный памятник неоготической архитектуры XIX века находится в белорусском городке Коссово. За сказочный образ и роскошь дворец графов Пусловских (Коссовский замок) называли "рыцарской грезой".

296A8676 (2).jpg

История дворца Пусловских

Местечко Коссово известно с 1494 года, когда великий князь литовский Александр Ягелончик подарил эти земли маршалку Яну Хрептовичу.
В течение нескольких столетий владельцами Коссово были именитые династии: Хрептовичи, Сангушки, Флемминги, Чарторыйские, Сапеги. А в 1821 году поместье купил Войцех Пусловский. Он основал в Коссово ковровую фабрику, в окрестностях построил или отреставрировал около 60 храмов.
Пусловские гордились соседством своего имения с усадьбой в урочище Меречевщина, где родился Тадеуша Косюшко
– национальный герой Польши и США, почетный гражданин Франции.
После Войцеха усадьбу унаследовал его сын Вандалин Пусловский – крупный  промышленник и любитель искусств. Именно он в 1838 году начал в Коссово строительство роскошного дворца.

866cef302af89bc9a9da28e65d2ab500.jpg

Автором проекта стал выдающийся архитектор Франтишек Ящолд, а во второй половине XIX века над реконструкцией работал Владислав Маркони.
Коссовский дворец по-своему уникален. Здание состоит из центрального двухэтажного корпуса и двух боковых крыльев, а благодаря граненым зубчатым башням его часто называют миниатюрным замком.
Каждая башня символизировала месяц года, при этом 4 центральные – в честь урожайных мая, июня, июля и августа – самые высокие.
Во дворце более 100 помещений, и ни одного проходного. Благодаря системе коридоров и особому расположению окон, на протяжении двух с половиной дней в году солнечный свет полностью заливал один из покоев. В это время хозяева праздновали День комнаты, по-особому украшая ее и проводя там много времени.
Коссовский дворец славился роскошными залами: в Белом – гости танцевали на шумных балах, в Черном – играли в карты, в Розовом – музицировали.
Говорят, что был и вовсе удивительный для тех времен Парадный зал, где прямо под стеклянным полом среди водорослей плавали рыбки. Современные реставраторы этот факт еще не подтвердили, но уверены: полы с подогревом точно были.

31730085084fb0bf48438151aef5e922.jpg


Дворец окружал прекрасный парк, где росли более 150 видов экзотических растений, а для особо редких экземпляров устроена оранжерея. Парк живописно спускался к трем искусственным озерам и усадьбе Костюшко.
После Леонарда Пусловского, проигравшего имение в карты, Коссово не раз переходило к новым хозяевам. В годы Первой мировой войны дворец разграбили, многие ценности вывезли за границу. С 1921 г. здесь размещались управление округом и школа пчеловодов.
Наибольшие разрушения дворец пережил во время Второй мировой войны. Многодневный пожар в 1944 г. окончательно уничтожил убранство залов, оставив лишь величественные стены.
С дворцом в Коссово связано много преданий. Местные жители рассказывали, что для охраны хозяева держали льва, которого ночью выпускали бродить по коридорам.
Вспоминают и "музыкальную" особенность дворца. Если на втором этаже восточной стороны, став на подоконник, кто-то громко хлопал в ладоши, своды здания начинали издавать мелодичные звуки.


А одна из самых красивых легенд гласит, что между Коссовским дворцом и резиденцией Сапегов в Ружанах существует подземный ход "шириною в карету и тройку" и длиной 25 километров.

РУЖАНЫ И РУЖАНСКИЙ ДВОРЕЦ


Местечко Ружаны впервые упоминается в письменных источниках в конце XV века. Известно, что до 1552 года оно принадлежало роду Тышкевичей. В те времена Ружаны славились производством сукна и ковров, художественных поясов, керамики. Здесь же проходили большие ярмарки.В 1598 году имение Ружаны купил знаменитый магнат и политический деятель, канцлер, один из авторов уникального свода законов – Статута Великого княжества Литовского – Лев Сапега. Именно по его приказу в начале XVII века здесь началось грандиозное строительство. В Ружанах появился замок с тремя башнями, сочетающий в себе черты оборонительной крепости и парадного дворца.


scale_1200 (1).jpg

В XVII веке Ружанский замок был значимым центром политической жизни Великого княжества Литовского. Здесь решались многие государственные вопросы, проходили приемы послов и королей.
Один из родоначальников династии  Ян Сапега принимал в Ружанах короля Речи Посполитой Сигизмунда Старого. Бывали здесь король Жигимонт III Ваза, королевич Владислав (Владислав IV Ваза).
В огромных двухэтажных подвалах замка хранились государственная казна Великого княжества Литовского, арсенал, государственные документы и архив рода Сапегов, запасы продовольствия и бочки с вином.

Во второй половине XVII века дворец пережил не лучшие времена, был разграблен и полуразрушен. Причиной стали междоусобицы среди местной шляхты и Северная война.
В 1770-е годы владелец Ружан канцлер Александр Сапега вновь отстроил резиденцию. Благодаря саксонскому архитектору Яну Самуэлю Беккеру неприступный замок превратился в утонченный дворец с садами, парками, оранжереями.
Сочетая сразу два архитектурных стиля – барокко и классицизм – по красоте он не уступал знаменитому Версалю. Восстановительные работы завершились в 1786 году.

ruzhany-1875.jpg



Гордостью Ружанского дворца были богатейшие библиотека и картинная галерея, один из лучших в Европе театров. В его труппе играли 60 артистов и 40 музыкантов, а многие спектакли ставились на французском языке. Зрителем здесь не раз бывал король Станислав Август Понятовский.
После восстания 1831 года Ружанские владения были конфискованы, а Сапеги перебрались в другое имение. Купец-арендатор организовал в покоях дворца ткацкую фабрику, которая работала здесь до начала ХХ века.
В годы Первой мировой войны комплекс опять был разрушен, но наибольший урон дворцу нанесла Вторая мировая война. Сохранились главный и восточный корпуса, въездная брама и флигели.

Ружанский дворец сегодня

scale_1200 (3).jpg

Летом 2008 года в старинной резиденции Сапегов начались реставрационные работы и исторические раскопки.
К настоящему времени обновлены центральные въездные ворота – Брама, восстановлены боковые флигели. И сегодня Ружанский замок частично открыт для туристов.

АГРОУСАДЬБА "СТУЛЫ"

Agrousadba-Stuly-i-batleyka-21-90.webp

12 лет назад супруги из Бреста, Александр и Лариса Быцко, приняли внезапное и многим непонятное решение – купить дом в умирающей деревне Стойлы Пружанского района. В 2014 году на своём участке пара создала агроусадьбу “Стулы”. Туда можно приехать, чтобы отдохнуть на природе, поучаствовать в мастер-классах по народным ремеслам, попробовать национальную кухню и поспать на матрасе из сена. А еще увидеть аутентичную батлейку – белорусский народный кукольный театр.

g_9.jpg

Именно здесь нас ожидают: вкуснейший обед, экскурсия в музей-усадьбу Николая Тарасюка “Успаміны Бацькаўшчыны”, батлеечное представление «Царь Ирод», мастер-классы по ремёслам.

g_14.jpg


КАМЕНЕЦКАЯ БАШНЯ
Каменецкая башня – уникальный памятник оборонительного зодчества XIII в. Построена между 1276–1288 г. на левом берегу реки Лесной по указанию князя Волынского Владимира Васильковича.

DSC_4730.jpg

Каменецкая башня относится к особому типу оборонительных сооружений – волынским башням, своеобразным памятникам фортификации, получившим своё распространение в XIII–XIV в. на западных землях.

Высота Каменецкой башни 29,4 м, толщина стен – 2,5 м. Наружный диаметр – 13,5 м. Основанием башни служит мощный фундамент, сложенный из бутового камня, пересыпанный чистым речным песком. Его высота – 2,3 м, толщина стен – 3,7 м. Стены Каменецкой башни сложены из брускового бороздчатого кирпича размером 26,5 х 13,5 х 8 см тёмно-красного и желтоватого цвета. Раствор беловато-серого цвета состоит из известкового вяжущего вещества и песчаного наполнителя с небольшой до 2% добавкой цемянки, т. е. кирпичной крошки. Известковый раствор и наполнитель использовались в соотношении равном 1:1,5. Кладка балтийская или вендская: чередование двух «ложков» и одного «тычка». Каменецкая башня в плане круглая, разделена на пять ярусов. Стены каждого яруса прорезаны бойницами. На четвёртом ярусе башни, кроме бойниц, один большой изящный проем, под которым когда-то был балкон, построенный на консольных балках. Этот проем в XIII в. служил входом в башню. Можно предположить, что в средневековье бойницы служили для обстрела врага.


Drevniy-Kamenets.-Rekonstruktsiya-po-materialam-M.A.Tkachyova.webp

Каменецкая башня имеет простые лаконичные формы. Вместе с тем, она не лишена декора. Это достигнуто элементами раннеготических архитектурных форм: стрельчатые проемы бойниц, архивольтом, расположенным над древним входом в башню, нервюрами на «гирьках», сохранившимися от кирпичного свода, которым заканчивался пятый ярус башни. Между бойницами пятого яруса, с наружной стороны башни, расположены четыре плоские ниши ложных окон с полуциркульным завершением. Ниши штукатурили, а потом белили. Это придавало строгому и величественному сооружению черты красоты. Завершение башни — зубчатая лента «древнеславянского поребрика» из четырех рядов кирпичей, положенных на угол, перекликается с орнаментальными мотивами народного искусства.

Все этажи башни соединялись между собой узкими деревянными винтовыми лестницами, которые располагались по периметру стен. В толще стены пятого яруса начинается каменная лестница, которая выводит на самый верх башни, на боевую площадку. Лестница освещается двумя узкими окошками. Боевая площадка прикрыта 14-ю зубцами.
5b17c09e3c76a3e666033abb44b64c21.jpg
С 1960 г. башня – филиал Брестского областного краеведческого музея.

Экспозиция музея «Каменецкая башня» разместилась на пяти ярусах и посвящена истории г. Каменца и башни XIII–XVI вв. Первый ярус представлен реконструкцией фрагмента жизни башни XIII в. и росписью на тему «Строительство Каменецкой башни». Второй ярус рассказывает о политической, экономической, культурной жизни г. Каменца конца XIII – начала XIV в. Тема третьего яруса – политическая, экономическая, культурная жизнь города в XV–XVI вв. Экспозиция четвёртого яруса посвящена истории реставрации Каменецкой башни, развитию оборонительного зодчества Беларуси второй половины XIII в.  начала XVII в. Пятый ярус – военная история г. Каменца и Каменецкой башни.

Вечером уставшие, но счастливые приезжаем на вокзал в Брест, садимся в поезд и держим путь домой!


zabo-700x481.jpg





Заказать экскурсию

Программы построены так, что нам хватит времени и на посещение запланированных групповых мероприятий, и для отдыха.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Нажимая на кнопку, я принимаю условия соглашения. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Принять все Отказаться от всех Настроить
Cookies