Dolce Vita или Искусство любить жизнь
Боле сотни работ живописи, скульптуры, графики, фарфора, и художественного стекла в Национальном художественном музее в Минске вместе с уникальной коллекцией Татьяны Фёдосовой «Красота и мода XIX – XXI веков». Уникальные рисованные ковры-"маляванки" Алены Киш и Язэпа Дроздовича в Заславле. Неповторимое пространство старинной мельницы и задушевной компании компании за чашкой травяного чая с нашими фирменными угощениями. Всё это в один день и всё это тур "Dolce Vita или Искусство любить жизнь"
Dolce Vita или Искусство любить жизнь
Известное итальянское выражение Dolce Vita получило широкое распространение в культуре многих стран. Дословно перевести и понять это ёмкое словосочетание, означающее «сладкая жизнь», довольно сложно. Оно многогранно и включает широкий спектр понимания и восприятия жизни – от распорядка дня, до эстетства; от приятного времяпрепровождения до знаточества; от неспешности до гедонизма, от удовольствия до созерцания. Но у всех этих понятий будет одна общая точка соприкосновения – наслаждение процессом.
Такое единство позволило концептуально объединить на выставке «Искусство любить жизнь. Дольче Вита» произведения авторов разных стран, принадлежащих к различным художественным школам, эпохам, стилям и направлениям. В разнообразных видах изобразительного искусства каждый из мастеров по-своему интерпретировал тему красивой, безмятежной жизни, полной чувственных и духовных радостей, томных удовольствий, сочного наслаждения либо тихой отрешённой созерцательности. Главным для всех этих произведений является не стилистическое или жанровое единство, а внимание художников к удивительной красоте мира, художественные образы которой нашли воплощение и авторскую интерпретацию в различных формах и настроениях: от монументально-эпических до камерных, от радостно-патетических до лирических и интимных.
На выставке будут представлены произведения белорусского, русского и европейского искусства XVIII–XXI вв. из собраний Национального художественного музея Республики Беларусь – всего более 150 работ живописи, скульптуры, оригинальной графики, предметов фарфора, художественного стекла и пр. Музейные экспонаты дополнят женские наряды разных эпох, знаковые образцы аксессуаров, парфюмерии, косметики мировых и отечественных производителей из частной коллекции Татьяны Федосовой «Красота и мода XIX – XXI веков». Разнообразят тему роскоши и изысканности работы Янжа Недвецкого, единственного белорусского дизайнера, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса как автор самой трудоемкой и эксклюзивной пары туфель. Янж Недвецкий известен своими экстравагантными оригинальными изделиями, ценителями которых являются такие мировые знаменитости, как Мирей Матьё, Моника Белуччи, Патрисия Каас и др. Яркие украшения дизайнера Владимира Фрака, отличающиеся необычным плетением и неожиданным сочетанием фактур и материалов, завершат утонченные образы платьев, созданных специально для проекта салоном-ателье Kiko Richen. Одно из платьев воссоздает и художественно интерпретирует ставший классикой наряд Аниты Экберг из одноименного фильма Федерико Феллини «Dolce Vita».
Представленные на выставке экспонаты служат одной цели – попытке объединить все проявления счастливого бытия человека: от утончённой пленительности роскошной жизни в её классическом варианте – изысканном в мелочах и «говорящим» в деталях, до простого упоения моментом и радости от обыкновенных незатейливых вещей, среди которых каждый сможет «проникнуть» и «раствориться» в неторопливой мягкости времени, «осязать» свой чувственный уровень красоты и, безусловно, получить удовольствие от встречи с прекрасным.
"Музей беларусской маляванки"
В мае 2023 в Заславле открылся "Музей беларусской маляванки". Теперь самая большая коллекция расписных ковров в Беларуси, которую по крупицам собирали с конца 1980-х, хранится не в запасниках, а в музее – куда почти ежедневно вхожи все.
Работники Заславского музея начали собирать экспонаты в конце 80-х годов. То, что первыми поступлениями в музей стали маляванки, вышло случайно, но именно это задало тенденцию главной коллекции. Ковры привозили в дар, их находили в экспедициях – и так постепенно в 12 км от Минска собралась самая большая коллекция рисованных ковров в стране. Сейчас в музее – изделия более чем 180 народных художников, которые рисовали ковры инситно (как самоучки).Активнее всего музейные экспедиции происходили с начала 90-х по середину нулевых. Самые популярные направления – Глубокский, Шарковщинский, Поставский и Миорский районы: в 30–50-е маляванки были наиболее распространены именно там.
Что же такое маляванка?
«Маляваныя дываны», они же маляванки, – это особый вид народного искусства Беларуси. Его относят к так называемому наивному искусству – направлению примитивизма. Маляванки представляют собой большие (до 2 метров) картины-ковры, написанные художниками-самоучками на холсте или мешковине маслом или клеевыми красками.
Маляванки получили большое распространение в период с 1920-х по 1960-е годы в белорусских селах и деревнях. Их вешали на стены домов для украшения, но маляванки выполняли иногда и роль оберега. Постепенно этот вид искусства пошел на спад из-за развития фабричного производства ковров.
Картины писали обычно на черном или темно-коричневом фоне. А сюжеты были самые разные: художники изображали на холсте цветы, животных, птиц, людей, мифических персонажей и пейзажи.
В этом направлении работали разные художники Беларуси, например, Никанор Зосик, Фёдор Суховило, Геннадий Кузовков и другие. Но в Музее маляванки в Заславле экспозиция сосредоточена в основном на произведениях двух мастеров: Язепа Дроздовича и Алёны Киш.
Маляванки Язепа Дроздовича
Язеп Дроздович, уроженец Витебской области, был человеком разносторонним. В основном его знают как живописца, но он был также графиком, скульптором, писателем, этнографом, увлекался астрономией и археологией и имел диплом фельдшера.
После Второй мировой войны его здоровье пошатнулось, и он предпочел поселиться в сельской глубинке, поближе к природе. Белорусские пейзажи и деревенский быт стали для него новыми источниками вдохновения. А зарабатывать на жизнь он начал росписью ковров – тех самых маляванок.
Созданные им в этом направлении работы узнаваемы с первого взгляда. Они более техничны и точны в сравнении с маляванками других умельцев. Его расписные ковры (да и все его творчество) дышат самобытностью, они неповторимы.
В маляванках Дроздовича соединяются искусная пейзажная живопись и народные мотивы. Он часто писал ночные пейзажи, изображал лесных животных, замки, озера, лунное небо. В его произведениях есть что-то фантастическое и даже космическое.
Увы, при жизни Язепа Дроздовича его работы в направлении наивного искусства не получили большого признания. Интерес к ним пробудился лишь в 1980-х годах. И по прошествии трех десятилетий они наконец заняли достойное место в музее Заславля.
Маляванки Алёны Киш
Второй наиболее известный автор белорусских маляванок – художница Алёна Киш, современница Дроздовича. Судьба ее складывалась непросто. Всю жизнь она посвятила творчеству, за что в родной деревне Романово стала вроде как изгоем. Односельчане были недовольны тем, что она рисует вместо того, чтобы заниматься сельским хозяйством, как все.
Поэтому Алёна покинула деревню и пустилась странствовать. Как и Дроздович, она зарабатывала на жизнь созданием маляванок в селах Беларуси. Плата за ее труды была скудной, иногда и вовсе состояла из ужина и ночлега.
Так и прошла вся ее жизнь – без дома, без семьи. Когда в Беларуси запустили массовое фабричное изготовление ковров, маляванки Алёны перестали пользоваться спросом. Художница не могла свести концы с концами. Наконец, нужда подтолкнула ее к отчаянному шагу: она покончила с собой, бросившись в реку.
Алёна Киш никогда не училась рисованию. Это заметно и по ее работам: они гораздо менее «художественные», чем у Дроздовича. Однако они тоже с первого взгляда поражают самобытностью и какой-то скрытой в них силой.
Алёна рисовала другой мир – не ту неприглядную действительность, которая ее окружала, но ту, которая жила в ее воображении: яркая, насыщенная, теплая, где много зелени, цветов, нарядных птиц и экзотических животных. Не зря один из самых частых сюжетов в ее работах – райский сад, совершенный мир, где нет боли, войны, голода, смерти.
Необходимость сохранить и увековечить этот уникальный вид наивного искусства Беларуси назревала давно. В течение целых 35 лет собирали коллекцию, и наконец в мае 2023 года Музей маляванки торжественно распахнул свои двери для туристов.
Экспонаты для музея везли буквально со всей страны, бережно собирая расписные ковры в белорусских деревнях и селах. И старались не зря: коллекция действительно впечатляет и насчитывает около трехсот произведений!
Всего в музее три зала. Один посвящен работам Язепа Дроздовича, а второй – Алёны Киш. А третий зал предназначен для сменных экспозиций. В музее вы можете увидеть работы не только этих двух художников, но и других авторов. К сожалению, имена создателей некоторых маляванок неизвестны, но это не помешает вам любоваться результатами их трудов. Кстати, создатели музея обещают, что коллекция и дальше будет пополняться.
Музей маляванки входит в состав историко-культурного музея-заповедника «Заславль».
Музейные комплексы «Млын», «Кузня», «Хата завозніка», «Свіран».
Всех заинтересованных в белорусской этнографической культуре определенно не оставит равнодушных этнографический заповедник «Заславье» и, в частности, этнографические музейные комплексы «млын», «кузня», «хата завозніка», «свіран». Заповедник уникален не только тем, что одна из его экспозиций (сама мельница) в 2010 году отпраздновало свое столетие, но и тем, что, оказавшись в этнографический комплекс, вы вполне активно можете участвовать в ходе жизни белорусского местечка конца 19 – начала 20 века. И помогут вам в этом люди, которых вы встретили бы в Заславле, если смогли бы вернуть время на 100 лет назад.
За свою более чем тысячелетнюю историю Заславль прошел разные периоды развития. Был Заславль в своем расцвете и мощной крепостью, культурным центром при древнем роде Глебовичей, был и небольшим провинциальным местечком, находясь под властью Российской империи. Сейчас же Заславль – культурный и этнографический центр Беларуси, город с большой историей и большим наследием. Вместе с тем Заславль еще и крупнейший туристический центр Беларуси, познавательный тур с посещением Заславля – хорошая возможность приобщиться к национальной культуре во время отдыха в Беларуси.
И именно та заславская достопримечательность Беларуси в сфере этнографии, которая позволяет прикоснуться к истории, и есть музейный этнографический комплекс «Млын». Комплекс находится на улице Рынковой и состоит из четырех построек: «млына» (самой мельницы, построенной в начале 20 века), «кузні» (кузницы, оформленной согласно времени постройки), «хаты завозніка» (дома завозника, своеобразной местечковой гостиницы) и «свірана» (амбара). Причем из всего комплекса одна только мельница находится там, где была изначально создана, в Заславле. Она же, что интересно, была действующей еще во второй половине прошлого века. А построена мельница была в августе-сентябре 1910 года в помещении бывшего крахмального завода, находившегося невдалеке от костела Рождества Пресвятой Девы Марии (в начале XX в. – церкви Рождества Богородицы). Заславский мещанин Соломон Штейнберг передал построенный им в 1901 году крахмальный завод И.Я. и К.И. Мехедко-Савицким, которые и реконструировали его в паровую мукомольную мельницу. Разрешение на строительство мельницы было выдано Минским губернским управлением 7 июля 1910 года заславскому мещанину Ясону Мехедко-Савицкому, который и стал хозяином мельницы.
В октябре 1910 года мельница сгорела. О причине пожара сведений нет, возможно, это произошло из-за неисправности парового котла. В октябре же мельница была восстановлена на прежнем месте. Факт пожара и восстановления мельницы следует из документов, которые находятся в деле о разрешении мещанину Я. Мехедко-Савицкому устроить паровую мельницу в городе Заславле. Настоятель церкви Рождества Богородицы отец Илья слал многочисленные прошения в Минское губернское управление о переносе мельницы ввиду ее пожароопасности, о чем имеются соответствующие архивные документы. Настоятель был обеспокоен непосредственной близостью мельницы к церкви и причтовым постройкам, которые, как и близлежащие дома жителей Заславля, были покрыты соломенными крышами.
Правление послало просителю ответ, в котором уведомляет его о невозможности запретить восстановление мельницы, так как все необходимые процедуры перед ее устройством (разрешение полицейского отделения, пожарного инспектора и т.д.) были соблюдены.
В 1915 г. хозяин мельницы все же вынужден был перенести ее на другое место, недалеко от железнодорожной станции «Изяславль» Либаво-Роменской железной дороги, где она стоит и по сей день (ныне станция «Беларусь» молодечненского направления Белорусской железной дороги, город Заславль Минского района).
Паровая мельница действовала также в годы советской власти, но к 80-м годам 20 века мельнице уже требовалась реставрация. И поскольку заславская мельница – это единственная старая паровая мельница в Беларуси, ее приобщили к историко-культурному заповеднику, созданному в Заславле в 1986 году.
Однако мельница не была единственной хозяйственной постройкой, которую использовали ее первые владельцы. Паровых мельниц в начале 20 века было не так много в Беларуси, а потому в Заславль съезжались люди с окрестных местечек и деревень. Очередь на помолку зерна была большой, а потому зачастую людям приходилось оставаться на ночь в Заславле. И тогда хозяин решил построить рядом с мельницей дом, где желающие помолоть зерно (завозники) могли остановиться на ночлег, поесть, отдохнуть. Также недалеко от мельницы хозяин построил еще и кузницу, где приезжие могли подковать коней или купить необходимую вещь: топор, косу или дверной затвор, которые особенно ценились покупателями именно в Заславле. Дом завозника и кузница приносили мельнику дополнительную прибыль. За сам помол мельник получал натуральную плату – десятую часть муки каждого из крестьян, приезжающих на помол зерна. Чтобы хранить такую зарплату требовалось отдельное здание, роль которого с успехом выполнял амбар.
И потому одна мельница в комплексе не выглядела бы максимально приближенной к реальности тех лет, так как других построек, тесно связанных с ней не было поблизости. Тогда рядом с мельницей восстановили дом завозника. Он до наших дней не сохранился, но находился на том же месте, где построена сейчас его реконструкция. Из деревни Камень Воложинского района привезли здание для кузницы, а из Витебской области – здание для амбара. В историко-культурном комплексе «Млын» сохранили все то оборудование, которым пользовались мельники и кузнецы в начале прошлого века. «Свіран» и «хата завозніка» также стилизованы под постройки столетней давности.
Почувствовать уют и тепло традиционной культуры мы сможем насладившись настоящим травяным чаем и нашими фирменными угощениями.