Таинственное полесье: люди и камни
У кого-то Масленица, а у жителей местечка Тонеж - «ЧЫРАЧКА». Так называют красивый старинный обряд, доставшийся селянам от далеких предков. Отмечают его в последний день Масленицы. А совсем рядом находятся знаменитые КАМЕННЫЕ КРЕСТЫ древнего Турова.
ТОНЕЖ и "ЧЫРАЧКА"
Замечен обряд зазывания весны «Чырачка» был в 1916 году, сколько же ему на самом деле лет, сказать сложно. За эти годы в действо добавились новые элементы. Тот, что древнее всего, — традиция залезать повыше и, обращая взор в небо, звать весну. «Чырачка» — это птичка, которая прилетает с напоминанием, что пора весну встречать. Здесь, в Тонеже, прообразом обрядовой птички стала уточка, либо чирок-свистунок, либо чирок-трескунок, которые весну зовут забавным «триканьем».
Вот как вспоминает «Чырачку» жительница агрогородка Тонеж и одна из хранительниц обряда Валентина Атаманчук: «Лезлi на хлеўчык, на сарайчык цi на стагi сена i гукалi вясну: «Агу, вясна, агу, красна! Што ж ты нам прынясла? Каб малым дзеткам па яечку прынясла, а старым бабкам па кiёчку». Старая бабка ўжо не можа iсцi, таму ёй даюць кiёчак у рукi. На «Чырачку» абавязкова трэба яйкi варыць. Тады ж не было такога дастатку. Мацi наварыць яек, блiнцы спячэ. Дадуць нам па два блiны, яечка, i мы iдзём на хлеў гукаць вясну».
Субботним вечером в деревянной хатке четыре женщины неспешно готовят крутое тесто. Одна муку просеивает, другая масло, сахар и соду подает, третья следит, как в печи разгораются дрова… Все вместе раскатывают скалкой тесто в сантиметр толщиной и прикладывают к нему картонную форму. По этому образцу вырезают фигурки птичек. Хвостик трехконечный, на головке может получиться чубчик, как у уточки. И, конечно, глазки.
Поют в Тонеже знатно. Все наши героини — участницы народного коллектива «Тонежанка». Сколько десятков разножанровых песен знают, с ходу и не ответят. В середине 1980-х они были именитым хором, известным далеко за пределами селения и самой Беларуси. Гомель, Минск, Москва, соседняя Польша — география выступлений коллектива широка, дипломов и грамот разного уровня тоже хватает. Песня, которой нас встречали, главная обрядовая «Ой, чирочка». На местном наречии она звучит так:
Ой, гу, весна! Ой, гу, красна!
Ой, шо ж ты нам вунесла?
Ой, чiрочко, пташэчко,
Не залетай далечко,
Не занось мого веньчыка,
Бо мой веньчык — потрэбчык.
Трэба братка жэнiцi,
А сестрыцу замуж оддаваць…
Воскресным утром в последний день Масленицы начинается подготовка к шествию на гору за селением. Еще один главный атрибут обряда — елка, которую украшают самодельными цветами. Зеленая красавица в ярком убранстве — символ продолжения рода. Украшают ее молодые девчушки и приговаривают: «Ой ты, ёлочко, зелена ў бору стояла — шумела, на горе стала — засьяла».
Сегодня в Тонеже традиция усаживать украшенную елочку высоко на дерево сохранилась. Выходя из хаты, селяне умываются из кадушки талой водой — это на здоровье, чтоб болезнь не прицепилась. Затем выносят елочку и чучело зимы. Встарь в обряде «Чырачка» не было чучела, такой элемент обряда появился в его более современной версии.
С песнями участники обряда направляются к Черничевской горе. Кто постарше — едет на телеге, запряженной лошадью. Остальные — пешком. Нести елочку положено молодому пареньку — он впереди шествия. Чирочки-печенья уложены в корзиночки, но до горы доедет не вся выпечка, раздадут местным жителям, которых встретят по пути. Так это делали и наши предки.
Вовсю разгораются два костра. На одном сало жарят, картошку варят и блины с яичницей пекут. Все это с домашними соленьями и колбасками выставляют на скатерти прямо на земле и угощаются. На другом кострище сжигают чучело зимы. Вместе с ним огонь уносит и все плохое, что было в прошлом, все хвори и беды. Считается, что, если чучело медленно сгорает, — весна не торопится, ждать ее придется. В этот раз Морана (так чучело зимы в разных странах зовут) сгорела, едва вспыхнув. Это значит, что весна совсем уже рядом.
Древний Туров и каменные кресты
Сердце Полесья — древний город ТУРОВ. В письменных источниках город впервые упоминается в "Повести временных лет" под 980 г. Средневековый Туров являлся крупнейшим у восточных славян культурным и религиозным центром, центром письменности и летописания. Мощенные камнем улочки, уютные деревянные дома с солярными дисками на фронтонах, с узорчатыми водосточными и печными трубами, утопающие в цветах палисадники — здесь сохранилась самобытная богатая культура народа.
В ТУРОВСКОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ мы увидим фундамент церкви XII века, познакомимся с множеством артефактов древнего города.
В Турове в XII в. жил и творил образованнейший человек своей эпохи — поэт, философ, просветитель, теолог и проповедник епископ Кирилла Туровский. На древней Замковой горе установлен ему памятник.
А на северо-запад от Замковой горы расположено старинное Борисоглебское кладбище. Здесь Вы увидите сохранившуюся древнюю Всесвятскую церковь 1810 г., достопримечательностью которой являются два двухметровых каменных креста, которые, по преданию, приплыли против течения в Туров из Киева. Третий знаменитый каменный крест — в прямом смысле слова "растет" на кладбище сразу за Туровом…
Увидим мы и уникальный природный объект — ТУРОВСКИЙ ЛУГ. Во время сезонных миграций здесь на отдых останавливаются миллионы перелетных птиц, а многие из них гнездятся здесь. Ежегодные разливы превращают его в сеть островов, на которых кулики, чайки, утки и другие птицы устраивают настоящие колонии.