ВЕТКОВСКИЙ УИК-ЭНД


photo_2024-02-21_16-24-06 (3).jpg



Ветка - знаменитый центр старообрядчества и белорусских традиций. В сопровождении нашего гида вас ожидает самый необычный и активный день: старинная усадьба Халецких, древние иконы и книги, тайные знаки/орнаменты с историей в 5000 лет, мастер-классы по ткачеству и традиционным танцам, вкуснейший ланч с травяным чаем и море позитива.

photo_2024-02-21_16-24-00 (4).jpg


ХАЛЬЧ
Удивительная деревушка Хальч находится на территории Гомельской области Ветковского района в 16 км от Гомеля и в 2 км от Ветки.  Этот населенный пункт имеет очень удачное расположение на просторных берегах реки Сож, на которых открываются завораживающие виды. Население деревни относительно небольшое – всего 1285 человек, однако местным жителям удается сохранять всю красоту природы и поддерживать ее в первозданном виде. Отдыхать на берегах реки Сож в этой местности одно удовольствие.



photo_2024-02-21_16-24-11 (5).jpg

История деревни Хальч

Первое упоминание в летописи о деревне Хальч было в 1437 году, что дает местным жителям точку отсчета о возрасте их «дома». В этом году Хальч была подарена потомку рода Халецких и стала с того времени их резиденцией. Название населенного пункта «Хальч» переводится, как «Большая река».

В 1768 году был построен из дерева костел пани Марии иезуитов, у которых до 1829 года была миссия. Начало 19 века ознаменовано  для здешних мест началом возведения знаменитого на всю округу дворца Халецких, позднее усадьба Войнич-Сеножацких. Так она была названа в честь своего нового владельца, который проводил шикарные балы в усадьбе. Частично дворец сохранился до наших дней, но требует реставрации.

Первая церковь упоминалась в летописи только в 1798 году. Она изначально была униатской, но позднее местными жителями переделана в православную.  К сожалению, дожить до наших дней ей не было суждено – она сгорела во время Второй мировой войны.


photo_2024-02-21_16-24-01.jpg

Достопримечательности деревни Хальч

Хорошо не только знать историю, а еще и побывать в исторических местах и воочию увидеть все то, о чем пишут историки. Вот ряд достопримечательностей деревни Хальч:

  • Основной и самой главной достопримечательностью  деревни Хальч является усадьба, которая была построена в начале XIX века в стиле классицизма. Усадьба имеет очень удачное расположение у берега реки Сож  на краю обрывистого спуска к воде. Такое расположение позволяет хорошо видеть усадьбу с других берегов. Ценность этого строения в том, что оно является ярким образцом архитектуры расцвета классического стиля.
  • Традиционная архитектурная резьба - украшение домов деревянным "кружевом".
  • Усадьбу окружает парк с живописными видами площадью в 15 гектар, который распростерся вдоль берега реки Сож почти на 2 км.
  • Еще одной достопримечательностью Хальч можно назвать храм святого Архангела Михаила, который возвели только в начале XX века на деньги собранные местными жителями. Это вторая церковь в деревне, после первой, сгоревшей во время Второй мировой войны.
  • Отнюдь не самое последнее место при выборе отдыха именно в деревне Хальч занимает её близкое расположение к реке Сож. Красивейшая чистая природа, непередаваемые пейзажи, водная гладь и кристальный воздух не оставят равнодушным ни одного приезжего в эти края.

Окунуться в частичку истории белорусской деревни Хальч и насладиться отдыхом на чистом воздухе здесь может любой желающий и точно не пожалеет о проведенном времени.


photo_2024-02-21_16-24-02 (2).jpg

ВЕТКА

На востоке Белорусского Полесья у реки Сож стоит город Ветка – некогда знаменитая обитель староверов. Ее история началась в 1685 году, когда не принявшие церковную реформу патриарха Никона верующие из разных уголков Русского царства (позже империи) искали приют на окраинах и за пределами государства. Именно так на приграничных землях Речи Посполитой недалеко от Гомеля появился новый посад. Со всей России в Ветку стекались последователи старой традиции – искусные мастера, иконописцы, литейщики, книжники, предприимчивые состоятельные купцы. Город упоминал и знаменитый писатель Александр Пушкин в своей монографии "История Пугачева", где герой – будущий предводитель крестьянского восстания – скрывался в "раскольничьей слободе Ветке".
photo_2024-02-21_16-24-04.jpg

Существует несколько версий возникновения названия города. Одна дает объяснение, что возле небольшого островка, где нашли убежище первые жители, протекала речка – "ветвь" Сожа. Другая трактовка полагает, что Ветка – это "малая ветвь Москвы", делая акцент на преемственности русских традиций православной церкви. Ряд историков отмечает, что орган власти у раскольников на старорусском языке назывался "веть". Петербургский этнограф Иван Абрамов в своем очерке "Старообрядцы на Ветке" (1907) написал: "Сидели раз летом старики, первые Ветковские насельники, и думали-гадали, как назвать новый посад; в это время прилетел рой пчел, покружился он и сел на ветку. "Пусть будет наш посад назван Веткой", решили старцы". Не менее красивое предание повествует о том, как после раскола бежавшие из столицы старообрядцы привязали к ветке икону и пустили по реке: "К коему берегу прибьется волнами сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием Божьего перста"…
photo_2024-02-21_16-24-06.jpg

Известно, что переселенцы получили грамоту великого князя и короля Речи Посполитой, которая гарантировала им религиозную независимость и налоговые льготы. Тем не менее, жители города поддерживали связь и с Москвой: даже центральную площадь в Ветке назвали Красной. Петр I хоть и не жаловал раскольников, но "Ветку повелел не трогать". В 1695 г. здесь была возведена церковь по традициям старообрядчества. Ветковские монахи и священники разносили во многие другие старообрядческие посады дары, освященные в этом храме.
В XVIII в. отношение к старообрядцам вновь изменилось: указами императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны Ветка была дважды сожжена царскими войсками. Но город выстоял, сохранив свои традиции и культуру. В окрестностях выросло более десятка слобод староверов, которые образовали Большую Ветку – один из крупнейших центров поповского старообрядчества XVII-XIХ веков. По сей день город известен в Беларуси и далеко за ее пределами как место, где хранят историю и бесценное культурное наследие жителей этого самобытного края. Не только нашедших приют первых поселенцев, но и многих поколений, рожденных уже на белорусской земле.

photo_2024-02-21_16-24-05 (5).jpg

Ветку часто называют "огнепальной": она пережила сожжения XVIII века, пожары многочисленных войн, прокатившихся по Беларуси, "огонь" Чернобыля. И этот образ нашел воплощение в уникальных "огневидных и огнепальных" иконах, которые были созданы в самом известном иконописном центре страны…
photo_2024-02-21_16-24-06 (2).jpg

Дом купца Грошикова
Благодаря развитию города, в XVIII-ХIХ столетиях Ветка стала не только приютом для старообрядцев, но и крупным центром торговли и ремесла. В конце XIX века самым уважаемым среди купеческого сословия и судовладельцев был род Грошиковых, а одним из известнейших его представителей – Тимофей Грошиков. В 1897 году он построил в центре Ветки особняк, соответствующий важности своей персоны. Роскошное по тем временам двухэтажное кирпичное здание в готическом стиле воздвигнуто на высоком цоколе. Основой для оформления фасада послужили элементы в виде стрельчатых окон. Внутреннее пространство дома состояло из четырех залов, объединенных одной прихожей. Самый большой зал – гостиная – имел пять окон.

photo_2024-02-21_16-24-04 (4).jpg

Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова
Музей в Ветке – без преувеличения уникальная сокровищница страны. Он хранит наследие мастеров, которые работали в редких техниках иконописи и живописи, книгооформления, ювелирного и кузнечного дела. Поражает гостей музея и народное творчество, в котором тесно переплелись старообрядчество и традиции православной белорусской деревни.

photo_2024-02-21_16-24-10 (8).jpg

Основу собрания составила частная коллекция Фёдора Шклярова – уроженца Ветки, выходца из старообрядческой семьи, художника и собирателя местных ценностей. Постоянная экспозиция открылась 1 ноября 1987 года в доме купца Грошикова. Сегодня в музее, который из местной достопримечательности превратился в коллекцию, известную далеко за пределами Беларуси, насчитывается более 13 тысяч предметов.
photo_2024-02-21_16-24-12 (3).jpg

Первый этаж заняли выставки "Путешествие по истории Ветки", "Кузница", "Мастерская золотокузнецов". Здесь расскажут о прошлом города и легендах его создания. Особая экспозиция посвящена ветковской ковке: в собрании – изделия местных мастеров (ризы, оклады, киоты), их профессиональные и личные письма, рабочие инструменты.
photo_2024-02-21_16-24-10 (6).jpg

На втором этаже представлена выставка "Народное ткачество", где можно увидеть традиционные костюмы и украшения региона, демонстрирующие уникальные техники ткачества Ветковщины. В экспозиции "Чайная" – ​​редкая коллекция медной посуды и самоваров. Знаменитой ветковской иконописи посвящен отдельный зал, где собраны работы ветковских и бабицких старообрядцев: "Собор архангела Михаила", "Покров" из Покровского храма в Ветке, "Успение" из церкви в деревне Попсуевка Ветковского района… Коллекция музея представляет и артефакты местного декоративно-прикладного искусства XVII – начала XX веков: золотого и бисерного шитья, резьбы по дереву, чеканки и гравировки по металлу.
vetka19.jpg

Третий этаж отдан знакомству с книжной культурой. Здесь хранятся рукописные и старопечатные издания XVI – начала XIX веков: "Евангелие" Петра Мстиславца, книги Ивана Фёдорова (в том числе уникальное издание "Апостол"), Василия Гарабурды и Онисима Радишевского, издания белорусских, украинских и московских печатных дворов, книги старообрядцев, иллюминированные евангелия XVI–XVII веков, манускрипты XVI – начала XX веков, певческие "крюковые" рукописи… Согласно записям книг и дарственных создана и экспонируется карта "Путь книг на Ветку".
iconopis-700x350-10a4a880f7f6f1e0742219a3a5afe408 (2).jpg

Ветковские иконы
Столетия назад ветковские иконы стали не просто достоянием одной местности, но поистине уникальным художественным явлением. Узнать работы иконописцев из этого города можно по особой манере изображения ликов святых – словно "пылающих, огненных", сюжетам и деталям композиции, примечательным растительным орнаментам, великолепному украшению окладов. Благодаря многолетней исследовательской работе с артефактами и в научный оборот было введено понятие "ветковская школа иконописи".
Под влиянием барочного искусства Беларуси XVIII века, образцов западноевропейской живописи работы иконописцев из Ветки отошли от канонических византийских традиций. В них появились элементы интерьера, детали костюма, бытовые реалии, что делало изображенных святых более "живыми", близкими людям. Несмотря на обособленность гонимых за веру старообрядцев, их мир был радостным и оптимистичным, а иконы стали целой вселенной, где царит красота. Ветковские – всегда нарядные, многофигурные, изобилующие изображением людей, цветов, трав... Еще одна отличительная особенность в написании ликов – высветления вокруг рта и подбородка, характерная форма верхней губы и припухшей, чуть раздвоенной нижней.

photo_2024-02-21_16-24-03 (3).jpg

Образ Эдемского сада воплотился в богатых растительных орнаментах. Здешние мастера использовали мотивы роз и розовых букетов, ветвей с листьями и цветами яблонь, листьев аканта, виноградной лозы, нарциссов… Особо искусные иконописцы применяли техники линовки и расцвечивания золота.
Основной породой древесины для ветковских икон стал тополь, который, к сожалению, сильно подвержен воздействию вредителей. По этой причине аутентичные иконы из Ветки практически всегда изъедены жучком-точильщиком. Однако благодаря большой толщине досок – от 2 до 3 см – образы хорошо сохранились.

photo_2024-02-21_16-24-03 (4).jpg

Иконы из Ветки примечательны не только живописным воплощением, но и богатым убранством. Зачастую они украшены вышитыми разноцветным бисером ризами (говорят, что мастера добавляли даже выловленные в Соже жемчужинки), резными деревянными киотами – покрытыми краской и почти не отличимыми от золотых, чеканными окладами с мельчайшими архитектурными деталями "словно внутри храма".
photo_2024-02-21_16-24-20 (3).jpg

Гости музея старообрядчества могут убедиться, насколько талантливыми и искусными были здешние иконописцы, мастера-ювелиры, кузнецы, резчики по дереву. Богородица с огненным ликом в многочисленных интерпретациях, Святой Николай Отвратный, который будто смотрит зрителю за левое плечо, отгоняя беса, огнеликий всадник на огненном крылатом коне Архангел Михаил-Воевода – символичные образы иконописцев Ветки, которые впечатляют своей проникновенностью и красотой…
photo_2024-02-21_16-24-12 (8).jpg

Неглюбские рушники в Ветке
Ткачество мастериц из деревни Неглюбка, расположенной в Ветковском районе, по праву считается особым достоянием белорусского декоративно-прикладного искусства. И именно в музее Ветки его не только экспонируют, но и изучают так основательно и глубоко, как нигде больше. Здесь хранится самая большая коллекция рушников (3,5 тысячи!) в Беларуси и, возможно, в мире. Основная их часть выткана многими поколениями женщин из Неглюбки.
Созданные в уникальной закладной технике, неглюбские рушники покорили множество международных салонов и выставок, стали украшением музеев и частных коллекций Европы и Азии, хранятся в нью-йоркском Metropolitan Museum of Art. Дорога к небу – именно так с давних времен называли рукотворные полотна, которые языком орнамента "разговаривают" с высшими силами, сопровождая человека от рождения до последнего вздоха. Говорят, три цвета жизни сплелись в них: красный, белый и черный, чтобы поведать об извечных чувствах человеческой души – любви, радости и печали.

2239cbc826e5bd7504ae86150b6cdc70 (1).jpg

Люди верили, что рушники хранили Неглюбку как оберег, и без них дома сельчан – беззащитны и пусты. Интересно, что даже после чернобыльской аварии, когда во всей округе пришлось выселять жителей, Неглюбка не пострадала.
Многие века жители Неглюбки не только украшали дома рушниками-символами, но и одеждой отличались от других полешуков. Женщины деревни даже совершенно особым образом повязывали свои прекрасные рукотворные платки. Сегодня традиционные костюмы неглюбского строя также показывают в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций.

photo_2024-02-21_16-24-00 (3).jpg

Ветковская архитектурная резьба
Старообрядцы Ветки говорили: мой дом – мой храм. А значит, украшали жилища не только внутри – иконами, старыми духовными книгами, оригинальными предметами мебели, но и снаружи. На окнах, крышах и воротах оживали целые сюжеты!
Декорирование домов резьбой, ставшее визитной карточкой города, изначально было связано с изготовлением киотов – изящных деревянных рам-ковчегов для икон. Мастера обучались этому делу, сперва практикуясь в создании оконных рам и накладных элементов, которые гораздо больше по размеру, чем иконы. Лишь затем умельцы могли приступить к столь тонкому делу как киотная вырезка. Мастерство создания деревянных узоров в Ветке передавалось на протяжении нескольких столетий. Оно наследовало приемы и растительные мотивы золоченых иконостасов, украшенных "навылетной белорусской резью", которая распространилась с XVII века. Поэтому киотную манеру резьбы в архитектуре можно назвать настоящим шедевром Ветковского края.

photo_2024-02-21_16-24-11 (2).jpg

Сегодня запасники музея имени Ф.Г. Шклярова, который, кстати, тоже был знаменитым резчиком, заполнены архитектурной домовой резьбой. Мастер и его ученики бережно собирали это наследие с разрушающихся старых домов, особенно после чернобыльской катастрофы, когда люди массово переселялись в другие районы. И теперь в Ветке хранится самая большая коллекция домовой резьбы в Беларуси.
s002333_172552.jpg

Старообрядческое кладбище Ветки
Еще одним знаковым местом, представляющим исторический и культурный интерес, передающим ветковский дух раскольничества, является кладбище. Особой его частью стала так называемая московская – старообрядческая. Вместо надгробных плит здесь установлены загадочные валуны и причудливые гранитные саркофаги. А самое главное, что практически все памятники и восьмиконечные кресты стоят в ногах у покойников, с восточной стороны. Как говорят местные, "чтоб, когда вставать с того света будут, было за что ухватиться". Могильные камни издавна называли окнами: по поверьям жителей Ветки, на них отдыхают ангелы или "присаживаются" души умерших.
Старейшие из сохранившихся надгробий относятся к концу XVIII – началу XIX веков, большая часть – к середине XIX столетия. Хоронили здесь как богатых купцов, так и обычных горожан: судя по могильным памятникам, кладбище не имело деления по принципу знатности или состоятельности. При этом в начале ХХ века именно в Ветке находили покой зажиточные люди со старообрядческими корнями из Гомеля.

Be1Sxk9OZ7c.jpg

Зал белорусской народной иконы
Ветковский музей - это не только представление яркой и жизнеутверждающей культуры старообрядчества. Второе крыло нашей активности – беларусские традиции. Это значимая часть захватывающей нас работы. 45 лет исследований, и в нашем наследии – прекрасные обряды, фольклор, узорное ткачество, резной декор дома… И самая таинственная и мало исследованная народная беларусская иконопись!

f2maCj2cB7Q.jpg

На сегодня коллекция народной иконы составляет более 200 предметов и включает яркие произведения разных стилей и даже иконописных мастерских. Среди важных памятников – иконы бабичской школы. Она оставила произведения разных сюжетов, размеров, сред бытования, даже разных конфессиональных принадлежностей.

cJ7erz1OXhQ.jpg

Традиционные белорусские танцы
Белорусские народные танцы — белорусское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Белорусские танцы отличаются своей сформированность и самобытностью. Исторические условия развития белорусского народа, постоянная борьба за сохранение своих национальных черт, привели к тому, что в белорусском фольклоре и танце сохранились древние, архаичные черты. Это делает белорусскую хореографию значимой для понимания истоков белорусского культуры.

ИСТОРИЯ
Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и её культуры (XIV—XVI вв.), корнями своими уходящей в недра древней общерусской культуры. В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа. На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни. В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сценических площадках не только Белоруссии, но и за её пределами большая заслуга труппы Игната Буйницкого — талантливого самородка, создавшего в 1907 г. белорусский народный театр, в котором сам Буйницкий принимал участие как режиссёр, актер и танцор. В концертах исполнялись народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под аккомпанемент традиционной «траiстай» музыки — скрипки, цимбал и дуды. В сценической интерпретации народных танцев И. Буйницкий почти не отходил от фольклорной основы.

Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы — «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», «Полька-Янка», «Чарот», «Таукачыкi», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Бульба», «Ручнiкi», «Млынок», «Касцы», «Козачка», «Мяцелiца», «Мiкiта», «Дударыкi», «Бычок», «Казыры».

photo_2024-02-21_17-17-53.jpg

Угощения и травяной чай
«Гарбата ці кава?» — гэтае пытанне па некалькі разоў на дзень задае сабе, мабыць, кожны з нас. Кава бадзёрыць раніцай. Гарбата сагравае, лечыць і суправаджае доўгія гутаркі. Але ёсць яшчэ адна гарачая альтэрнатыва, пра якую мы часта забываемся, — травяная гарбата!

Кожны беларус хоць раз зімой заварваў ліпу, маліну, мяту. Рамонак наогул, здаецца, панацэя ад усіх хвароб — ім палошчуць горла, лечаць прастуду, здымаюць раздражненні на скуры, п'юць у якасці заспакаяльнага сродку.

1 (1).jpg



Заказать экскурсию

Программы построены так, что нам хватит времени и на посещение запланированных групповых мероприятий, и для отдыха.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Нажимая на кнопку, я принимаю условия соглашения. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Настроить Принять все
Cookies