СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ "ИЕРУСАЛИМ"



bcac0175b3772c86d369268a01cd82fe-thumb-1400x1500-w.jpg

Старообрядцы - люди хранящие древние традиции православной жизни, следуя заветам своих предков. Наш путь лежит по обе стороны Белорусской и Российской границы: Спасова слобода-Ветка-Злынка-Новозыбков-Клинцы! За один день мы постараемся углубиться в тайны старообрядцев посещая их дома, храмы и встречаясь непосредственно с носителями этой уникальной культуры.
Ветковско-Стародубский регион приютил хранителей древнего благочестия в 17 веке и по сегодняшний день хранит их тайны.

6880bdb2d6d3e75af812faf328c9e9a8.webp


СПАСОВА СЛОБОДА
Спасова слобода – территория города Гомеля в районе улиц Фельдмаршальской (Пролетарской) и Князя Паскевича (Комиссарова). Ее возникновение относят к XVII веку, когда в Великое княжество Литовское Речи Посполитой началось массовое переселение староверов, подвергавшихся преследованиям в Московском царстве. Переселившиеся староверы в полуверсте на юг от замка образовали пригородное селение – слободу. Название Спасова слобода она получила от возникшего там монастыря и воздвигнутого храма (Преображенской церкви), затем закрытых. Но старообрядческая Ильинская церковь действует и в настоящее время. В 1775 году императрица Екатерина II, из земель бывшей Речи Посполитой, вошедших в состав Российской империи, отписала Гомель с прилегающими селами, фельдмаршалу П.А. Румянцеву. В указе Правительствующего сената описывающем дарения, местечко Гомель и Спасова слобода перечисляются отдельно. Слобода стала городским посадом примерно в конце XVIII века, но возможно и несколько позже. Когда во владение Гомелем и имением вступил князь Ф.И. Паскевич, он обратил внимание на богатую слободу, вплотную прилегающую к его дворцу и парку. Говорят, что он неправедными методами, через указание императора, завладел землями по улице Береговой, как она тогда называлась (район БСМП по ул. Комиссарова), которые принадлежали богатому староверу Рубанову. Затем он переименовал Береговую в свою честь – улицу князя Паскевича. Иногда название Спасова слобода распространялось и дальше, на поселение Монастырек, до того как за ним закрепилось это название.


L_height (2).webp

В своё время этот район представлял собой типичный русский посад с пёстрыми деревянными домиками, утопающими в зелени. Везде чистота и порядок, цветы во дворах, палисадниках и на окнах, скамейки с подлокотниками и навесы над калитками. И ещё непременно восьмиконечный крест или образок над каждыми воротами. Сами жители Спасовой слободы считались в городе людьми зажиточными и достаточно влиятельными.

Первые дома старообрядцев появились здесь в 17 веке, когда через границу, разделяющую Великое княжество Литовское (куда входил тогда Гомель) и Российское государство, началась массовая миграция староверов, искавших возможности свободно отправлять свои богослужения. Часть названия «Спасова» произошла из-за того, что некоторые староверы (чернецы) в центре посёлка жили в скиту, который назывался Спасовым, из-за воздвигнутой здесь старообрядческой церкви во имя Преображения Господня. Большая же часть раскольников жила за стенами скита в посёлке, или слободе. Слово «слобода» изначально обозначало пригородное поселение, жители которого пользовались свободой — не находились в личной зависимости от кого-либо.

79f7acccb265099c29ae3ba78215308a.jpg

В 1794 году на месте ранее разобранной церкви Преображения Господня старообрядцами была построена и освещена Ильинская церковь, действующая по сей день. А улица Фельдмаршальская вплоть до революционных событий начала 20 века считалась одной из центральных в городе. В советские времена она (уже как Пролетарская) потеряла своё значение, а сам район был известен больницей скорой помощи, музпедучилищем и Институтом леса.

В 80-90-х годах 20 века именно в этом районе планировалось сделать район-картинку, наподобие Троицкого предместья в Минске. Однако, видимо, пролоббировать этот проект не удалось. А жаль. Очень даже могло получиться. А какой бы вид представлялся взору въезжающих в Гомель со стороны Новобелицы по автомобильному и железнодорожному мостам!

1743023_original.jpg

В наше время колорит староверческого посада почти не виден. Но он есть, достаточно только более внимательно приглядеться к отдельным ещё сохранившимся с тех времён домикам, находящимся в частном секторе, а также некоторым более крупным зданиям. Второй храм староверов — Преображенская церковь, перестроенная в своё время под хозяйственно-административное здание, сейчас реконструирована и находится и находится на улице Пролетарской, за региональным центром занятости населения, во дворе.

4eaf959e0f519f55afcccf5b6e38a764-thumb-1400x1500-w.jpg

ВЕТКА
На востоке Белорусского Полесья у реки Сож стоит город Ветка – некогда знаменитая обитель староверов. Ее история началась в 1685 году, когда не принявшие церковную реформу патриарха Никона верующие из разных уголков Русского царства (позже империи) искали приют на окраинах и за пределами государства. Именно так на приграничных землях Речи Посполитой недалеко от Гомеля появился новый посад. Со всей России в Ветку стекались последователи старой традиции – искусные мастера, иконописцы, литейщики, книжники, предприимчивые состоятельные купцы. Город упоминал и знаменитый писатель Александр Пушкин в своей монографии "История Пугачева", где герой – будущий предводитель крестьянского восстания – скрывался в "раскольничьей слободе Ветке".
Любопытный факт: буквально в течение нескольких первых лет в новом городе старообрядцев поселилось более 40 тысяч жителей. Население тогдашней Москвы составляло около 100 тысяч.
4cfb6e89c6c4546f05f42cd7265e25db-thumb-1400x1500-w.jpg

Существует несколько версий возникновения названия города. Одна дает объяснение, что возле небольшого островка, где нашли убежище первые жители, протекала речка – "ветвь" Сожа. Другая трактовка полагает, что Ветка – это "малая ветвь Москвы", делая акцент на преемственности русских традиций православной церкви. Ряд историков отмечает, что орган власти у раскольников на старорусском языке назывался "веть". Петербургский этнограф Иван Абрамов в своем очерке "Старообрядцы на Ветке" (1907) написал: "Сидели раз летом старики, первые Ветковские насельники, и думали-гадали, как назвать новый посад; в это время прилетел рой пчел, покружился он и сел на ветку. "Пусть будет наш посад назван Веткой", решили старцы". Не менее красивое предание повествует о том, как после раскола бежавшие из столицы старообрядцы привязали к ветке икону и пустили по реке: "К коему берегу прибьется волнами сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием Божьего перста"…
0a7b07bf79f2076b228b98967d88829f-thumb-1400x1500-w.jpg


Известно, что переселенцы получили грамоту великого князя и короля Речи Посполитой, которая гарантировала им религиозную независимость и налоговые льготы. Тем не менее, жители города поддерживали связь и с Москвой: даже центральную площадь в Ветке назвали Красной. Петр I хоть и не жаловал раскольников, но "Ветку повелел не трогать". В 1695 г. здесь была возведена церковь по традициям старообрядчества. Ветковские монахи и священники разносили во многие другие старообрядческие посады дары, освященные в этом храме.
В XVIII в. отношение к старообрядцам вновь изменилось: указами императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны Ветка была дважды сожжена царскими войсками. Но город выстоял, сохранив свои традиции и культуру. В окрестностях выросло более десятка слобод староверов, которые образовали Большую Ветку – один из крупнейших центров поповского старообрядчества XVII-XIХ веков. По сей день город известен в Беларуси и далеко за ее пределами как место, где хранят историю и бесценное культурное наследие жителей этого самобытного края. Не только нашедших приют первых поселенцев, но и многих поколений, рожденных уже на белорусской земле.
Share.jpg

Ветку часто называют "огнепальной": она пережила сожжения XVIII века, пожары многочисленных войн, прокатившихся по Беларуси, "огонь" Чернобыля. И этот образ нашел воплощение в уникальных "огневидных и огнепальных" иконах, которые были созданы в самом известном иконописном центре страны…

s002333_844402.jpg

Дом купца Грошикова
Благодаря развитию города, в XVIII-ХIХ столетиях Ветка стала не только приютом для старообрядцев, но и крупным центром торговли и ремесла. В конце XIX века самым уважаемым среди купеческого сословия и судовладельцев был род Грошиковых, а одним из известнейших его представителей – Тимофей Грошиков. В 1897 году он построил в центре Ветки особняк, соответствующий важности своей персоны. Роскошное по тем временам двухэтажное кирпичное здание в готическом стиле воздвигнуто на высоком цоколе. Основой для оформления фасада послужили элементы в виде стрельчатых окон. Внутреннее пространство дома состояло из четырех залов, объединенных одной прихожей. Самый большой зал – гостиная – имел пять окон.
Сегодня отреставрированный дом купца-старообрядца Тимофея Грошикова включен в список историко-культурных ценностей Беларуси. И именно здесь (в том числе в пристроенной части) уже многие десятилетия располагается знаменитый музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова.


maxresdefault (1).jpg

Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова
Музей в Ветке – без преувеличения уникальная сокровищница страны. Он хранит наследие мастеров, которые работали в редких техниках иконописи и живописи, книгооформления, ювелирного и кузнечного дела. Поражает гостей музея и народное творчество, в котором тесно переплелись старообрядчество и традиции православной белорусской деревни.
Основу собрания составила частная коллекция Фёдора Шклярова – уроженца Ветки, выходца из старообрядческой семьи, художника и собирателя местных ценностей. Постоянная экспозиция открылась 1 ноября 1987 года в доме купца Грошикова. Сегодня в музее, который из местной достопримечательности превратился в коллекцию, известную далеко за пределами Беларуси, насчитывается более 13 тысяч предметов.

5333db357f81d11856d559d0e412dc73-thumb-1400x1500-w.jpg

Первый этаж заняли выставки "Путешествие по истории Ветки", "Кузница", "Мастерская золотокузнецов". Здесь расскажут о прошлом города и легендах его создания. Особая экспозиция посвящена ветковской ковке: в собрании – изделия местных мастеров (ризы, оклады, киоты), их профессиональные и личные письма, рабочие инструменты.
На втором этаже представлена выставка "Народное ткачество", где можно увидеть традиционные костюмы и украшения региона, демонстрирующие уникальные техники ткачества Ветковщины. В экспозиции "Чайная" – ​​редкая коллекция медной посуды и самоваров.

22f0982d672f40e1f7d6678712d00123-thumb-1400x1500-w.jpg

Знаменитой ветковской иконописи посвящен отдельный зал, где собраны работы ветковских старообрядцев: "Собор архангела Михаила", "Покров" из Покровского храма в Ветке, "Успение" из церкви в деревне Попсуевка Ветковского района… Коллекция музея представляет и артефакты местного декоративно-прикладного искусства XVII – начала XX веков: золотого и бисерного шитья, резьбы по дереву, чеканки и гравировки по металлу.
214ba9e2e49555a87ac46295570a7145-thumb-1400x1500-w.jpg

Третий этаж отдан знакомству с книжной культурой. Здесь хранятся рукописные и старопечатные издания XVI – начала XIX веков: "Евангелие" Петра Мстиславца, книги Ивана Фёдорова (в том числе уникальное издание "Апостол"), Василия Гарабурды и Онисима Радишевского, издания белорусских, украинских и московских печатных дворов, книги старообрядцев, иллюминированные евангелия XVI–XVII веков, манускрипты XVI – начала XX веков, певческие "крюковые" рукописи… Согласно записям книг и дарственных создана и экспонируется карта "Путь книг на Ветку"
870_580_fixedwidth (3).jpg

ЗЛЫНКА
Злынка была основана в 1700 (по другим данным — в 1702) году беглыми староверами. Входила в Чолховскую волость Стародубского полка. В 1770 году вместе с волостью пожалована Екатериной II графу П. А. Румянцеву. В 1862 году близ Злынки, в селе Барки, построена спичечная фабрика. В конце XIX века Злынка стала посадом Черниговской губернии; до начала XX века славилась своими плотниками и кожевниками.

870_580_fixedwidth (5).jpg

В Злынке сложился своеобразный облик застройки, состоявшей из домов, богато украшенных пропильной резьбой.
Любителям путешествий стоит посетить Злынку, чтобы посмотреть уникальные деревянные узоры.
Злынка достойна того, чтобы взглянуть на неё, почувствовать уклад жизни старообрядцев, всё ещё сохраняющийся в уцелевших домах и храмах, полюбоваться замечательной деревянной резьбой.
Одно из самых красивых зданий Злынки - Особняк Осиповых.
В 1910-е годы Евфимий Фёдорович, старший сын Фёдора Игнатьевича Осипова, преемник и владелец его злынковской спичечной фабрики, построил для себя деревянный дом.
Дом строился где-то в 1910-1912 годах. Особенностью построенного здания являлось его отделка деревянной кружевной резьбой, которая и ныне не утратила своей привлекательности.

870_580_fixedwidth (2).jpg

Пожалуй, из всех городов Брянской области Злынка вам понравится больше всего: столь цельной исторической среды не сохранил, пожалуй, больше ни один из них. Застройка города почти целиком деревянная, причем среди нее попадаются настоящие шедевры. Шедевров этих, наверное, около десятка, но и городок ведь совсем небольшой.
DSC09723.JPG

Один из таких домов стоит на центральной площади, рядом с которой был выстроен внушительный, но не слишком изящные комплекс единоверческих храмов - Вознесенского (1870 г) и Николая Чудотворца (1898 г).
700_500_fixedwidth.jpg


А на улице Сычева за высокими воротами, увенчанными тремя главками, в 1915 году была построена скромная деревянная моленная Покрова Богородицы, также именуема Филатовской. Принадлежала она старообрядцам-беспоповцам Федосеевского согласия. Кажется, действует и в наши дни, но внутрь в такие места попадать крайне сложно.

nikolsko-rozhdestvenskaya-tserkov.jpg

НОВОЗЫБКОВ
Город Новозыбков основали старообрядцы, бежавшие от преследований. Расположились они в болотистых, “зыбких”, местах. Отсюда и название - Зыбкая. По старинным улицам и Красной площади, вдоль купеческих особняков нас проведет местный житель-старообрядец.
Новозыбков — старинный купеческий городок Брянской области, знаменитый необычными достопримечательностями. Во время экскурсии туристы увидят памятники архитектуры XVIII-XIX веков. Богатая культура этого города никого не оставит равнодушным.

kraevedcheskiy-muzey-4.jpg

Краеведческий музей
Выставочный центр был основан в 1923 году. Изначально он был посвящён народному хозяйству. Пять лет спустя его преобразовали в государственный краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны Новозыбков подвергался бомбардировкам. Однажды снаряд угодил в музейное здание.
В 1946 году музей был восстановлен. В основу экспонируемой выставки легли 20 экспонатов, которые удалось найти в обломках и отреставрировать. На сегодня эта скромная коллекция выросла в полноценную экспозицию, которая насчитывает более 40 тысяч единиц хранения.
В 1953 году музей переехал в одно из самых старых и красивых зданий Новозыбкова — бывший особняк купцов Волковых. Бревенчатый дом оформлен в стиле русского зодчества. Его украшают выразительные кокошники, резные карнизы и уникальные наличники с тонкими узорами и ставнями. Здание также связано с советской историей Новозыбкова — в 1918 году здесь размещался штаб Богунского полка под командованием Н.А. Щорса.
Экспозиция занимает 12 залов. В каждом из них раскрывается одна из граней истории и культуры Новозыбкова: купеческий быт, революция, войны, становление промышленности и современные достижения города. Каждый зал украшен предметами декоративно-прикладного искусства и картинами, которые некогда принадлежали Волковым.

Никольская-церковь.jpg.webp

Николо-Рождественская церковь
В XVIII веке большая часть жителей слободы Зыбков (первоначальное название Новозыбкова) были старообрядцами. Церковь была построена в 1782 году купцом Осиповым.
В 1818 году здание реконструировали, придав ему черты классицизма. Крестовидное в плане, сооружение срублено из брёвен и обшито тёсом. Главный кубический объём венчается пятиглавием и сферическим куполом.
Посредством трапезной он соединяется с четырёхъярусной колокольней. Она украшена фронтонами и полуколоннами. Особенность храма заключается в том, что он соответствует каменному зодчеству, хотя выполнен из дерева. В конце XIX века на территории была возведена часовня в псевдорусском стиле.
В 1930-х храм был закрыт, и здание использовалось как склад люпина. Уже в 1941 году он снова начал действовать и с тех пор не закрывался.

dom-kuptsa-pevznera (1).jpg

Дом купца Певзнера
Дом купца Певзнера был построен в 1880-х и с тех пор является главной архитектурной достопримечательностью города. Угловое здание построено из кирпича и украшено в стиле барокко. На фасаде насыщенного ягодного цвета выделяются:
- белоснежные наличники,
- полуколонны,
- аркатурный фриз,
- розетки,
- орнаментальный межэтажный поясок.
Завершают композицию прямоугольные аттики и слуховые окна. Единственный элемент, который был заменён на новый — это балкон с литой узорчатой решёткой. Сейчас в особняке располагаются ЗАГС и шахматный клуб.

unnamed (5).jpg

Перечень мест для посещения можно продолжать ещё долго: Спасо-Преображенский собор, Дом Осипова, фабрика Волкова, дом Абросимовых, дом Шведова, Дом Дворянского Собрания,...
Не будем много разглагольствовать, а садимся и едем смотреть!

cropped-IMG_20210810_215901_382.jpg

КЛИНЦЫ
"Манчестер Черниговской губернии"
Слобода Клинцы была основана в 1707 году крестьянами-старообрядцами и названа по фамилии первых поселенцев (Клинцовы) во множественном числе. Первые старообрядцы поселились на землях, которые принадлежали помещику Ивану Бороздне.

klintsy-barishnikov-factory.jpg

С 1830-х годов в Клинцах появляется текстильное производство, постепенно ставшее важнейшей отраслью промышленности города. К концу XIX века здесь было сосредоточено более 90 % текстильной промышленности Черниговщины.
Город называли «Манчестером Черниговской губернии».
Электричество в Клинцах впервые появилось на фабрике И. П. Машковского в 1886 году. В 1900 году посад был электрифицирован, в нём насчитывалось 10 суконных фабрик, 3 чулочных заведения, 11 кожевенных заводов, два чугунолитейных, 1 полотняный, 1 маслобойный, 2 мыловаренных, три кирпичных завода; несколько отделений различных банков, почта, телеграф, аптека и аптекарский склад, три комиссионных конторы, пять церквей: Вознесенская и Троицкая единоверческие, Петропавловская православная, Покрово-Никольская и Преображенская старообрядческие; три синагоги. За городом находились два старообрядческих монастыря (Красноборский Иоанно-Предтечев монастырь, или «Полоса», и Николо-Пустынский монастырь.

колокол-пр.jpg

В год трёхсотлетия со дня основания (2007) на предполагаемом месте зарождения слободы установлен памятник в виде колокола с изображением семьи основателя города.
Город идеален для пеших прогулок по улочкам, где уютно разместились старинные купеческие дома и сохранились фабричные корпуса. Настоящий подарок -  посещение действующей старообрядческой церкви и музея истории старообрядчества.

1.jpg


Обязательно найдём свободный часок в атмосферном местечке для угощений и чаепития из настоящего самовара!
Заказать экскурсию

Программы построены так, что нам хватит времени и на посещение запланированных групповых мероприятий, и для отдыха.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Нажимая на кнопку, я принимаю условия соглашения. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Настроить Принять все
Cookies