СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ "ИЕРУСАЛИМ"
Старообрядцы - люди хранящие древние традиции православной жизни, следуя заветам своих предков. Наш путь лежит по обе стороны Белорусской и Российской границы: Спасова слобода-Ветка-Злынка-Новозыбков-Клинцы! За один день мы постараемся углубиться в тайны старообрядцев посещая их дома, храмы и встречаясь непосредственно с носителями этой уникальной культуры.
Ветковско-Стародубский регион приютил хранителей древнего благочестия в 17 веке и по сегодняшний день хранит их тайны.
СПАСОВА СЛОБОДА
Спасова слобода – территория города Гомеля в районе улиц Фельдмаршальской (Пролетарской) и Князя Паскевича (Комиссарова). Ее возникновение относят к XVII веку, когда в Великое княжество Литовское Речи Посполитой началось массовое переселение староверов, подвергавшихся преследованиям в Московском царстве. Переселившиеся староверы в полуверсте на юг от замка образовали пригородное селение – слободу. Название Спасова слобода она получила от возникшего там монастыря и воздвигнутого храма (Преображенской церкви), затем закрытых. Но старообрядческая Ильинская церковь действует и в настоящее время. В 1775 году императрица Екатерина II, из земель бывшей Речи Посполитой, вошедших в состав Российской империи, отписала Гомель с прилегающими селами, фельдмаршалу П.А. Румянцеву. В указе Правительствующего сената описывающем дарения, местечко Гомель и Спасова слобода перечисляются отдельно. Слобода стала городским посадом примерно в конце XVIII века, но возможно и несколько позже. Когда во владение Гомелем и имением вступил князь Ф.И. Паскевич, он обратил внимание на богатую слободу, вплотную прилегающую к его дворцу и парку. Говорят, что он неправедными методами, через указание императора, завладел землями по улице Береговой, как она тогда называлась (район БСМП по ул. Комиссарова), которые принадлежали богатому староверу Рубанову. Затем он переименовал Береговую в свою честь – улицу князя Паскевича. Иногда название Спасова слобода распространялось и дальше, на поселение Монастырек, до того как за ним закрепилось это название.
В своё время этот район представлял собой типичный русский посад с пёстрыми деревянными домиками, утопающими в зелени. Везде чистота и порядок, цветы во дворах, палисадниках и на окнах, скамейки с подлокотниками и навесы над калитками. И ещё непременно восьмиконечный крест или образок над каждыми воротами. Сами жители Спасовой слободы считались в городе людьми зажиточными и достаточно влиятельными.
Первые дома старообрядцев появились здесь в 17 веке, когда через границу, разделяющую Великое княжество Литовское (куда входил тогда Гомель) и Российское государство, началась массовая миграция староверов, искавших возможности свободно отправлять свои богослужения. Часть названия «Спасова» произошла из-за того, что некоторые староверы (чернецы) в центре посёлка жили в скиту, который назывался Спасовым, из-за воздвигнутой здесь старообрядческой церкви во имя Преображения Господня. Большая же часть раскольников жила за стенами скита в посёлке, или слободе. Слово «слобода» изначально обозначало пригородное поселение, жители которого пользовались свободой — не находились в личной зависимости от кого-либо.
В 1794 году на месте ранее разобранной церкви Преображения Господня старообрядцами была построена и освещена Ильинская церковь, действующая по сей день. А улица Фельдмаршальская вплоть до революционных событий начала 20 века считалась одной из центральных в городе. В советские времена она (уже как Пролетарская) потеряла своё значение, а сам район был известен больницей скорой помощи, музпедучилищем и Институтом леса.
В 80-90-х годах 20 века именно в этом районе планировалось сделать район-картинку, наподобие Троицкого предместья в Минске. Однако, видимо, пролоббировать этот проект не удалось. А жаль. Очень даже могло получиться. А какой бы вид представлялся взору въезжающих в Гомель со стороны Новобелицы по автомобильному и железнодорожному мостам!
В наше время колорит староверческого посада почти не виден. Но он есть, достаточно только более внимательно приглядеться к отдельным ещё сохранившимся с тех времён домикам, находящимся в частном секторе, а также некоторым более крупным зданиям. Второй храм староверов — Преображенская церковь, перестроенная в своё время под хозяйственно-административное здание, сейчас реконструирована и находится и находится на улице Пролетарской, за региональным центром занятости населения, во дворе.
ВЕТКА
На востоке Белорусского Полесья у реки Сож стоит город Ветка – некогда знаменитая обитель староверов. Ее история началась в 1685 году, когда не принявшие церковную реформу патриарха Никона верующие из разных уголков Русского царства (позже империи) искали приют на окраинах и за пределами государства. Именно так на приграничных землях Речи Посполитой недалеко от Гомеля появился новый посад. Со всей России в Ветку стекались последователи старой традиции – искусные мастера, иконописцы, литейщики, книжники, предприимчивые состоятельные купцы. Город упоминал и знаменитый писатель Александр Пушкин в своей монографии "История Пугачева", где герой – будущий предводитель крестьянского восстания – скрывался в "раскольничьей слободе Ветке".
Дом купца Грошикова
Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова
На втором этаже представлена выставка "Народное ткачество", где можно увидеть традиционные костюмы и украшения региона, демонстрирующие уникальные техники ткачества Ветковщины. В экспозиции "Чайная" – редкая коллекция медной посуды и самоваров.
Знаменитой ветковской иконописи посвящен отдельный зал, где собраны работы ветковских старообрядцев: "Собор архангела Михаила", "Покров" из Покровского храма в Ветке, "Успение" из церкви в деревне Попсуевка Ветковского района… Коллекция музея представляет и артефакты местного декоративно-прикладного искусства XVII – начала XX веков: золотого и бисерного шитья, резьбы по дереву, чеканки и гравировки по металлу.
ЗЛЫНКА
Злынка была основана в 1700 (по другим данным — в 1702) году беглыми староверами. Входила в Чолховскую волость Стародубского полка. В 1770 году вместе с волостью пожалована Екатериной II графу П. А. Румянцеву. В 1862 году близ Злынки, в селе Барки, построена спичечная фабрика. В конце XIX века Злынка стала посадом Черниговской губернии; до начала XX века славилась своими плотниками и кожевниками.
В Злынке сложился своеобразный облик застройки, состоявшей из домов, богато украшенных пропильной резьбой.
Любителям путешествий стоит посетить Злынку, чтобы посмотреть уникальные деревянные узоры.
Злынка достойна того, чтобы взглянуть на неё, почувствовать уклад жизни старообрядцев, всё ещё сохраняющийся в уцелевших домах и храмах, полюбоваться замечательной деревянной резьбой.
Одно из самых красивых зданий Злынки - Особняк Осиповых.
В 1910-е годы Евфимий Фёдорович, старший сын Фёдора Игнатьевича Осипова, преемник и владелец его злынковской спичечной фабрики, построил для себя деревянный дом.
Дом строился где-то в 1910-1912 годах. Особенностью построенного здания являлось его отделка деревянной кружевной резьбой, которая и ныне не утратила своей привлекательности.
Пожалуй, из всех городов Брянской области Злынка вам понравится больше всего: столь цельной исторической среды не сохранил, пожалуй, больше ни один из них. Застройка города почти целиком деревянная, причем среди нее попадаются настоящие шедевры. Шедевров этих, наверное, около десятка, но и городок ведь совсем небольшой.
Один из таких домов стоит на центральной площади, рядом с которой был выстроен внушительный, но не слишком изящные комплекс единоверческих храмов - Вознесенского (1870 г) и Николая Чудотворца (1898 г).
А на улице Сычева за высокими воротами, увенчанными тремя главками, в 1915 году была построена скромная деревянная моленная Покрова Богородицы, также именуема Филатовской. Принадлежала она старообрядцам-беспоповцам Федосеевского согласия. Кажется, действует и в наши дни, но внутрь в такие места попадать крайне сложно.
НОВОЗЫБКОВ
Город Новозыбков основали старообрядцы, бежавшие от преследований. Расположились они в болотистых, “зыбких”, местах. Отсюда и название - Зыбкая. По старинным улицам и Красной площади, вдоль купеческих особняков нас проведет местный житель-старообрядец.
Новозыбков — старинный купеческий городок Брянской области, знаменитый необычными достопримечательностями. Во время экскурсии туристы увидят памятники архитектуры XVIII-XIX веков. Богатая культура этого города никого не оставит равнодушным.
Краеведческий музей
Выставочный центр был основан в 1923 году. Изначально он был посвящён народному хозяйству. Пять лет спустя его преобразовали в государственный краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны Новозыбков подвергался бомбардировкам. Однажды снаряд угодил в музейное здание.
В 1946 году музей был восстановлен. В основу экспонируемой выставки легли 20 экспонатов, которые удалось найти в обломках и отреставрировать. На сегодня эта скромная коллекция выросла в полноценную экспозицию, которая насчитывает более 40 тысяч единиц хранения.
В 1953 году музей переехал в одно из самых старых и красивых зданий Новозыбкова — бывший особняк купцов Волковых. Бревенчатый дом оформлен в стиле русского зодчества. Его украшают выразительные кокошники, резные карнизы и уникальные наличники с тонкими узорами и ставнями. Здание также связано с советской историей Новозыбкова — в 1918 году здесь размещался штаб Богунского полка под командованием Н.А. Щорса.
Экспозиция занимает 12 залов. В каждом из них раскрывается одна из граней истории и культуры Новозыбкова: купеческий быт, революция, войны, становление промышленности и современные достижения города. Каждый зал украшен предметами декоративно-прикладного искусства и картинами, которые некогда принадлежали Волковым.
Николо-Рождественская церковь
В XVIII веке большая часть жителей слободы Зыбков (первоначальное название Новозыбкова) были старообрядцами. Церковь была построена в 1782 году купцом Осиповым.
В 1818 году здание реконструировали, придав ему черты классицизма. Крестовидное в плане, сооружение срублено из брёвен и обшито тёсом. Главный кубический объём венчается пятиглавием и сферическим куполом.
Посредством трапезной он соединяется с четырёхъярусной колокольней. Она украшена фронтонами и полуколоннами. Особенность храма заключается в том, что он соответствует каменному зодчеству, хотя выполнен из дерева. В конце XIX века на территории была возведена часовня в псевдорусском стиле.
В 1930-х храм был закрыт, и здание использовалось как склад люпина. Уже в 1941 году он снова начал действовать и с тех пор не закрывался.
Дом купца Певзнера
Дом купца Певзнера был построен в 1880-х и с тех пор является главной архитектурной достопримечательностью города. Угловое здание построено из кирпича и украшено в стиле барокко. На фасаде насыщенного ягодного цвета выделяются:
- белоснежные наличники,
- полуколонны,
- аркатурный фриз,
- розетки,
- орнаментальный межэтажный поясок.
Завершают композицию прямоугольные аттики и слуховые окна. Единственный элемент, который был заменён на новый — это балкон с литой узорчатой решёткой. Сейчас в особняке располагаются ЗАГС и шахматный клуб.
Перечень мест для посещения можно продолжать ещё долго: Спасо-Преображенский собор, Дом Осипова, фабрика Волкова, дом Абросимовых, дом Шведова, Дом Дворянского Собрания,...
Не будем много разглагольствовать, а садимся и едем смотреть!
КЛИНЦЫ
"Манчестер Черниговской губернии"
Слобода Клинцы была основана в 1707 году крестьянами-старообрядцами и названа по фамилии первых поселенцев (Клинцовы) во множественном числе. Первые старообрядцы поселились на землях, которые принадлежали помещику Ивану Бороздне.
С 1830-х годов в Клинцах появляется текстильное производство, постепенно ставшее важнейшей отраслью промышленности города. К концу XIX века здесь было сосредоточено более 90 % текстильной промышленности Черниговщины.
Город называли «Манчестером Черниговской губернии».
Электричество в Клинцах впервые появилось на фабрике И. П. Машковского в 1886 году. В 1900 году посад был электрифицирован, в нём насчитывалось 10 суконных фабрик, 3 чулочных заведения, 11 кожевенных заводов, два чугунолитейных, 1 полотняный, 1 маслобойный, 2 мыловаренных, три кирпичных завода; несколько отделений различных банков, почта, телеграф, аптека и аптекарский склад, три комиссионных конторы, пять церквей: Вознесенская и Троицкая единоверческие, Петропавловская православная, Покрово-Никольская и Преображенская старообрядческие; три синагоги. За городом находились два старообрядческих монастыря (Красноборский Иоанно-Предтечев монастырь, или «Полоса», и Николо-Пустынский монастырь.
В год трёхсотлетия со дня основания (2007) на предполагаемом месте зарождения слободы установлен памятник в виде колокола с изображением семьи основателя города.
Город идеален для пеших прогулок по улочкам, где уютно разместились старинные купеческие дома и сохранились фабричные корпуса. Настоящий подарок - посещение действующей старообрядческой церкви и музея истории старообрядчества.
Обязательно найдём свободный часок в атмосферном местечке для угощений и чаепития из настоящего самовара!